Спортивное ориентирование
Мультиспорт
Меню
Статьи
 
Статьи > The Raid 2005, финал, Альпы. Как это было. Рассказ Бурлиновой Ани.

The Raid 2005, финал, Альпы. Как это было. Рассказ Бурлиновой Ани.

THE RAID

С изложением своих мыслей у меня всегда были проблемы, особенно в школе, но по многочисленным просьбам…, а особенно с целью вспомнить и проанализировать, дабы лишний раз на одни и те же грабли не наступать.

Результат в большей степени зависит от подготовки, физической и технической, а также от опыта и природных данных спортсмена. В приключенческих гонках опыт значит очень много, так как каждая гонка предъявляет свои требования и предоставляет свои условия и ситуации в которых надо принимать решения.

Этап 1 На первом этапе каждой команде на двух каноэ предстояло проплыть озеро Эннеси. Часть команд приняло решение жестко соединить оба плавредства с помощью резинок, веревок и даже деревянных планок, другие поплыли так как есть. Мы сначала примкнули ко вторым, но Коля с Юрой быстро начали уплывать вперед и минут через десять мы сцепили оба каноэ резиновым тросом. Такая система проигрывала жесткому креплению, так как буксируемая лодка шла не ровно и сбивала с курса буксирующую, однако медленно но верно мы двигались вперед. Это были первые в моей жизни километры на каноэ.

Этап 2 На берег, переодевание, палки в руки и куда-то туда, вверх, на спрятанную в облаках вершину. Быстро, оттого и тяжело, и все время только вверх. Высокий темп дается непросто, и я начинаю отставать. Пришлось немного походить за ребятами на резинке. КП на вершине, дальше спуск на шанте, метров двадцать. Ради этого спуска пришлось таскать железо на три километра в высоту… обидно.

Спуск, потом еще подъем, и еще. Я уже думаю как дотерпеть до финиша этапа. Последние пятьсот метров набора дались очень тяжело всей команде, и кажется не только нашей. Думалось что дойти до финиша гонки будет сложнее чем попасть в рай.

Этап 3 Велоэтап прошел гораздо легче, во всяком случае для меня. В подъем меня подхватили на резинке, а на спуске в темноте спешить не получалось из-за обилия камней и крутизны склона.

Этап 4 Второй треккинг начался вместе с ливнем, который мы сначала пытались переждать в лагере ассистентов. Десять с лишним минут не дали значительного улучшения ситуации, и мы все же вышли под дождь. Подъем дался полегче предыдущих, наверное потому что ребята подустали и пошли медленнее. Решили заночевать прямо на первом КП. Такая перспектива мне не очень улыбалась, однако команда есть команда, да и передвижение в ночное время действительно менее эффективно. Час провозились с выбором места, палаткой, едой и укладыванием. На сон времени осталось немного, да и он, честно говоря, не шел. Жестко, и прохладно, к счастью палатка под дождем не сильно промокла, даже бока были сухими. Не помню, сколько еще было подъемов, на одном из них мы встретили беззаботно спускающихся на горных велосипедах ребят. Мы удивлялись как им охота и не страшно кататься по таким горам, а они наверное удивлялись как мы можем столько бегать. Мы бежали вниз по склону боясь не успеть выйти вовремя на следующий этап, не зная что организаторы приготовили нам небольшой подарок в виде отмены велоэтапа.

Этап 5 На велосипед сесть все же пришлось, а также забраться в небольшой подъем который вскоре вывел на перевал. По пути нас обгоняли ретро автомобили, видимо у них был какой-то пробег. Спуск был очень живописным, но сильно расслабляться не приходилось. Крутые виражи не были огорожены, немного зазевавшись ты рисковал провалиться в пропасть.

Этап 6 Надеясь, что шестой этап внесет небольшое разнообразие в череду непрекращающихся подъемов и спусков, мы начали переодевание. Требование организаторов надеть и гидрокостюм, и каякерскую куртку, и спасательный жилет, а также шлем на голову немного испугали. Что же за река нас ждет? Однако ничего страшного речушка из себя не представляла, приходилось активно грести, дабы не сесть на мель или очередной выступающий валун. Без особых происшествий, не считая переворота ребят, мы через час, полтора догребли до конца этапа.

Этап 7 Начал накрапывать дождик и мы без промедления надели роликовые коньки, натянули защиту и начали этап. Для того чтобы выйти на дорожку пришлось карабкаться по скользкому деревянному пешеходному мосту. Этап длинной около 10 км с набором высоты 80 метров пролетел быстро, особенно для меня, почти всю дорогу ехавшей за Ваней. Он держал и тянул меня за руку, ехать за его спиной было очень легко, совершенно никакого сопротивления воздуха.

Этап 8 Дождь шел все сильнее и сильнее. Места в машине было очень мало, а то что и было, оказалось уже занято. Сначала я безрезультатно пыталась заклеить ноги под зонтиком, потом мне удалось захватить немного места под поднятой дверцей багажника. Уже и заклеилась и переоделась, а мы все не выходим… Под дождем теплей не становилось, пришлось немного покричать чтобы собирались быстрее. На выходе на этап судьи сообщили, что мы должны отсидеть вместе с ними полчаса штрафа за то, что ехали по запрещенной дороге. Полчаса немного, однако неприятно, так как это полчаса светлого времени. С другой стороны неизвестно насколько дольше нам пришлось ехать по разрешенному пути, может в сумме мы ничего и не потеряли. Наконец мы двинулись путь, предварительно сверившись с картой.

Треккинг предстоял нелегкий, особенно принимая во внимание пасмурную погоду и приближающуюся ночь. Лихо заскочив метров шестьсот набора высоты в ближайшую гору мы очутились у часовни где нас ожидал очередной КП и судья в палатке. Судья настойчиво советовал не идти дальше, а найти приют под ближайшей крышей или поставить палатку. С этапа передавали неутешительную информацию о десятисантиметровом слое снега и очень скользких тропах. Мнения участников команды о возможности форсирования горы разделились, тем не менее команда бодро ринулась наверх. Первый КП этапа был очень простым, в отличие от второго, куда надо было карабкаться вверх по крутой тропе, и спускаться после в долину по довольно отвесному склону. Темнело и решимость немного покидала нас, но остановились мы только встретив польскую команду. Ребята сказали, что в районе 2-го КП что-то произошло с одной из участниц, что там действительно очень скользко и опасно. Перспектива соскользнуть с крутой тропы или потеряться в снегу в горах не радовала, однако и гонку прекращать тоже не хотелось. А попали мы в довольно безвыходное положение. Снег растаять мог только к утру, а скорее всего к обеду, и мы никак не успевали в таком случае на следующий, велосипедный этап. Иван пытался связаться с организаторами, по спутниковой связи и мобильному телефону, мы в это время пытались согреться в домике у местного крестьянина. Переговоры были довольно долгими, в результате всех участников, застрявших под горой, решено было эвакуировать на старт велоэтапа.

Этап 9 На велосипеды мы сели в 7 утра и довольно бодро заколесили в гору. Асфальт скоро кончился и гравий тоже, дорожка превратилась в тропу серпантином уходящую наверх. Коля прицепил мой велосипед к своему, и я уже скорей держалась за вел, чем толкала его вперед. Дождик еще моросил, но мы упорно чавкали вверх и вверх, обгоняя вышедшие немного раньше нас команды. Ближе к перевалу начал появляться снег и вскоре толщина покрова достигла 10-15 см. Контрольный пункт стоял на самом верху, на хребте, по которому проходила граница между Францией и Италией. На Итальянской стороне тоже лежал снег, но двигаться надо было уже вниз… по ужасно тропе с травой кочками и камнями… а я только две недели назад начала ездить на контактных педалях… Несомненно я была худшей велосипедисткой на этом чемпионате, но ребята сильно не ругались, только Ваня настойчиво пытался заставить меня ехать, а не идти вниз. После трех падений, одно из которых чуть не вывело из строя мое колено, я решила что лучше 10 минут потерять чем вообще сойти с гонки. Спуск скоро стал намного положе и кончился снег. Около часа по долине вверх и мы на смене этапов оказались впереди наших волонтеров. Девушка-медик наложила на колено повязку и успокоила что нагрузка не ухудшит его состояние. Нам предстояло идти самый высокогорный и длинный треккинг.

Этап 10 В связи с не самой лучшей погодно стоявшей последние дни участников направили запасным маршрутом в обход ледника. Купленные в самый последний момент почти за 200 евро горные ботинки так и остались лежать в машине. Сначала было немного жаль потраченных денег, но на первом же подъеме мы порадовались что не понадобилось тащить тяжеленные ботинки с кошками в придачу. Однако путь наш заметно удлинился.

Мы опять спешили вверх, бежали вниз и по траверсу… Пожевать удавалось с трудом, сразу начинала отставать… Бутерброды, батончики и сникерсы ужасно надоели, но если вовремя не поешь пропадали силы, поэтому еду приходилось буквально в себя запихивать. Помню симпатичные домики с крышами выложенными плоскими камнями, удивительно красивые и ровные грядки салата, высокогорное озеро и спящих на его берегу американцев.

Стемнело, нам нужно было снова подняться на хребет. Кажется, мы были уже снова во Франции. Контрольный пункт был на самом верху, и я не могла различить где звезды, а где судейский маячок. Казалось, что всего 10 км вниз по дороге и мы будем в Шамони, где нас ждут Саша с Ромой, но выяснилось что идти надо обязательно обходными тропами и путь значительно удлиняется. Мы догнали поляков, ушли от них, но тут моя бодрость испарилась. Плохо помню остаток пути, мы чуть-чуть заблудились, куда-то поднимались, спускались, и ни капельки сил… все как во сне… В Шамони, когда уже стало ясно что до финиша уже недалеко, я немного взбодрилась и мы перешли на трусцу. Глубокая ночь. Финиш этапа. Душ. Кровать. Я ложилась спать на 2 с небольшим часа. Я не знала смогу ли я встать утром.

Этап 11 Пришлось встать, хотя чувствовала себя хуже, чем когда ложилась. У организма не было сил чтобы согреться, я садилась на велосипед с дрожащими руками и стучащими зубами. Солнце и подъем в гору достаточно быстро исправили положение. Мы похоже немного не угадали с вариантом, так как наш траверс оказался очень опасным, с крутыми спусками и узенькой тропкой со множеством выступающих корней, падение на которой грозило обернуться падением вниз метров на десять – двадцать. Были и незапланированные организаторами препятствия – из-за ремонта моста дорога была полностью перекрыта, и пришлось обходить строительную технику чьими-то огородами и подниматься почти по обрыву.

Этап 12 Дальше был не очень примечательный треккинг. Надо было перевалить через хребет. У Коли начало болеть колено на спуске, он старался не останавливаться, мы разделились, в результате сами чуть не потерялись и потеряли минут 15. Ручей на карте, через который хотели перемахнуть чтобы сократить путь, оказался глубоким каньоном.

От наших волонтеров поступила информация об изменениях следующего этапа. На смене этапа сперва я обратилась к медикам так как колено Коли не собиралось вылечиваться само собой. Девушка долго задавала вопросы, осматривая его, и после не сказала ничего утешительного. Будет только хуже и хуже, нужен отдых, хорошее питание, а кроме повязки и обычного обезболивания ничем не можем помочь – все сильные средства являются допингом. Мы потеряли драгоценное время взамен не получив практически никакой помощи…

Этап 13 Изменения на этапе гребли были небольшими, он просто был немного укорочен, и мы сев на велосипеды быстро добрались до места, куда перенесли старт этапа. До темноты оставалось не больше двух часов. Американцы очень резво сели на каноэ и ушли вниз по течению. Рома с Сашей накачивали воздухом наши плавсредства, а каждый из нас пытался как можно быстрее натянуть на себя гидрокостюм + каякерскую куртку + спасжилет + номер поверх всего этого, а также шлем впридачу. Юра, как всегда первый, был готов к бою, и так как на ногах у него были только неопреновые носки, я не стала одевать поверх своих еще и кроссовки.

Речка оказалась очень мелкой и преодолев меньше ста метров мы обнаружили знак «обнос». В этом месте нам обязательно надо было вылезти из каноэ неся его обойти опасный участок. Недалеко за первым обносом был второй, а там третий, и четвертый и…. Как вы понимаете, без кроссовок, в одних носках пусть и неопреновых, скакать по камням с тяжелым каноэ удавалось не очень проворно. Тут мы «немного поспорили» с Ваней кто виноват в том, что только один капитан вышел на этот этап в кроссовках, друг друга не убедили, и оставшись каждый при своем мнении продолжали двигаться вперед. На одном из поворотов нас затянуло под дерево и от неожиданности не удержав равновесие я плюхнулась в воду перевернув при этом каноэ. Вынырнуть удалось не сразу, от страху и оттого что это было мое первое «купание» я начисто забыла про правило не отпускать каноэ и весло. К счастью, я быстро о нем вспомнила и все схватила, благо дерево не позволило веслу уплыть. Начало темнеть, неумолимо приближалась «Темная зона». По правилам в 8 часов мы были обязаны прекратить движение и выйти на берег, что нам в итоге пришлось сделать. Мы зависли посреди этапа и заночевали на берегу. Между нами и теми командами, что впереди были непреодолимые 11 часов «Темного времени», а сзади, у начала реки спали около 7-ми команд, готовые ровно в 7 утра сесть на каноэ и броситься нам вдогонку…

За ночь река поднялась, и утром мы быстро догребли до зоны смены этапов.

Этап 14 Велосипед. Как всегда в гору. В начале было холодно, потом согрелись, но ехали не быстро, так как было не так много сил, и организаторы предписывали до 1-го контрольного пункта этапа добраться не быстрее определенного отрезка времени. Долго-долго поднимались асфальтовым серпантином на гору, гравийными дорожками катились по верхушкам хребта, на нечеткой развилке искали правильный путь, спускались вниз по трассе Тур де Франс, читая под колесами приветствия именитым гонщикам. Есть совсем не хотелось, я только пила изотоник. Начали побаливать колени.

Этап 15 Смена этапов происходила на берегу высокогорного озера. Припекало и мне стало немного не по себе. Не было ни сил, ни желания двигаться дальше. Мы с Колей со своими коленями обратились к медикам. Ребята оказались очень компетентными, наложили фиксирующие повязки, сделали массаж и дали все возможные рекомендации. Их обеспокоило мое общее состояние, сказали что надо пить и есть как можно больше. Пять часов велоэтапа без еды обошлись мне дорого, я с трудом тащилась в гору, и Ваня прицепил меня на резинку. Супы и бананы принятые мной в транзитке сделали свое дело, и через полтора часа, поднявшись почти на километр вверх я оклемалась. Мы уже перестали обращать внимание на метры и километры на которые приходилось подниматься, больше волновали километры спуска. Коля начал натирать сильные мозоли так как ставил ногу не так как обычно чтобы уменьшить нагрузку на колено. Однако он мужественно терпел, и команда не снижала скорость. На пологих спусках мы пусть потихоньку, но по-прежнему бежали. На одном из контрольных пунктов проверяли наличие обязательного снаряжения. Для этого всем командам засекали 10, и только после из истечения мы могли уйти. К велосипедному этапу пришли уже в темноте.

Этап 16 Это был самый легкий этап гонки. Длинный спуск по шоссе вниз, к Женевскому озеру. Крутить педали практически не приходилось, только поворачивай и поворачивай на серпантине. Все начали засыпать. Глаза закрывались, мне помогало только пение песен. К счастью никто не уснул и не вылетел с трассы, и мы вовремя добрались до транзитной зоны. Наши ассистенты разогрели нам супчику, заварили пюре. Поглощая все это, мы пытались одновременно запихиваться в гидрокостюмы, благо шлемы на этот раз не пришлось одевать. Тут в наших рядах возникли разногласия, даже немного бунт команды против капитана, однако высказав наболевшее мы все же подчинились решению Вани лечь спать. Я наполовину стянула с себя гидрик, закуталась в спальник и провалилась в сон.

Этап 17 Даже после самого ужасного треккинга я не чувствовала себя так плохо как после этого сна. Лишь мысль о том, что осталось только 3 этапа не позволяла послать всё к чертям. Возились мы больше часа: снова одевались, выбирали каяки, их связывали, спускали на воду, натягивали Ване юбку, которая оказалась слишком маленькой. Часовой сон помог мало, монотонная гребля убаюкивала, мне никак не удавалось заставить себя бодрствовать. Ни песни, ни переключение фонаря на мигание, ни разговоры. Я засыпала и просыпалась от удара весла о воду. Уговорив себя, что лучше уж я 15 минут посплю и потом энергично буду грести, чем сейчас потеряю весло, я уснула положив его вдоль борта. Проспала я по Колиным подсчетам минут 20-30, однако никто из напарников не ругался. На середине дистанции у нас начались проблемы с управлением, так как привязанный каяк бился об руль основного и мы приняли решение разъединиться. Опять потеряли кучу времени: на воде развязать каяки не удалось, поплыли к берегу, потом вылезали и заново настраивали длину упоров и руль для меня.

Рассвело, а мы все плыли и плыли. Всю дорогу таскали солнечные очки как обязательное снаряжение и только здесь они были реально нужны! Мы отплывали в темноте, и очки были убраны в гермо-мешки в багажное отделение. Править приходилось прямо на солнце, которое стояло еще низко, отражалось в воде и сильно слепило глаза. Управление рулем мне давалось с трудом, мы с Ваней отставали от ребят. Потом поменялись, я села вперед к Юре. Отставать перестали, но я опять начала засыпать, хотя солнце стояло уже высоко. Плыли-то уже вдвоем, не поспишь, я нашла единственный способ держаться – все время что-то жевать.

Этап 18 На смене опять пообщались с медиками, перекусили, переоделись и в путь. Все уже понимали, что зависим мы только от Коли. Пока он терпит, мы идем. Ни о какой борьбе и скорости речи уже не было. Оставалась одна цель – закончить гонку.

Стоял солнечный, теплый денек. Ничего не напоминало об осени. Мы поднимались в гору, где полого ехали, шли там, где дорога становилась круче. Останавливались обработать Колины мозоли. Не успела я достать нужные средства из аптечки, как Коля с Ваней уснули на обочине.

Почти все спуски этапа были проходимы на велосипеде, поэтому Коле не сильно доставалось. Засветло мы добрались до последней транзитной зоны.

Этап 19 Собирались мы долго, никто никуда уже не спешил, а этап не обещал быть легким. Треккинг + Виа Феррата + веревки. Помимо стандартного комплекта надо было взять обвязку, Виа Феррата (специальные усы с автоматическими карабинами), еды побольше, так как скорость очень упала, и мы предполагали идти не менее полусуток. Я взяла еще и спальник. Много шли альпийскими лугами, по траверсу, без троп, у меня аж ноги подворачивались, а коровы мерещились на каждом шагу. У Коли надорвалась мышца бедра (нет слов чтобы выразить мои эмоции, так что пусть читатель додумывает сам). Прикорнули на вершине, я забралась под камень, где не дуло, и сдуру, вместо того чтоб спать, отсылала народу SMS-ки, чтоб за нас болели и поддержали нас и Колю особенно. А после засыпала на траверсе, рискуя промахнуться мимо тропы и съехать вниз по насыпи. Спали еще минут 10 над обрывом, так как всех клонило в сон, и боялись упасть. Радовало что хоть на подъеме глаза не слипаются. Перед рассветом потеряли тропу и улеглись спать на часок, чтобы уже при свете дня пройти опасный участок. К 10-ти утра вышли наконец к живописной скале, этапу Виа Феррата.

Мы одели системы, прицепили Виа Феррата, для пущей надежности нас связали длинной веревкой. Лично мне она только мешала – то на нее наступаешь, то она цепляется за неровности, к тому же я была первый раз в связке. По вбитым в скалу скобам мы передвигались без особых усилий, постоянно перещелкиваясь. Иногда скала нависала над тобой, и становилось не очень уютно, так как за спиной был не только рюкзак, но и шесть дней непрерывной гонки. Спешить не было смысла, так как Шведы шли перед нами, а обгонять кого-либо строго запрещалось. Ближе к концу маршрута навстречу попалась парочка, и до самого конца мы весело обсуждали тему влюбленных. В итоге решили, что прогулка на скале очень даже романтичное свидание.

Скала осталась позади, мы развязались, сняли железо и поскакали вниз. Я задержалась на ручье и с трудом догнала припустившего вперед Колю. Ваню взял колин рюкзак, но под припекавшим солнышком его немного накрыло и рюкзак забрал Юра. Пошел крутой спуск, с камнями и корнями. Коля шел больше на руках, постоянно опираясь на палки, Юра с трудом удерживал равновесие, так как висевший у него впереди второй рюкзак загораживал вид. Километр, другой, третий и мы на веревочном этапе – пару перестежек и нас цепляют на веревку. Дальше около ста метров вертикально вниз – огромное спасибо организаторам от наших измученных ножек! До финиша несколько километров по асфальту вверх по реке. Настроение улучшилось, мы бодро шагали, но на повороте мужчины заметили преследователей. Мы знали что команда, догоняющая нас, пропустила Виа Феррата, что мы по любому впереди них, но мужчины есть мужчины! Со всех ног они бросились на финиш и мне ничего не оставалось как броситься вдогонку.

Так, на полном ходу, мы и финишировали.